Яндекс.Метрика

Как в кино, или Синемалогия в управлении персоналом

Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on LinkedIn
статья про синемалогию

Казалось бы, смотреть кино в офисе можно только тайком – пока босс не видит, на маленьком экране гаджета, под столом. А вот и нет. Множество компаний научились использовать достижения мирового кинематографа в своих корпоративных целях.

Основатель направления синемалогии – итальянский психолог Антонио Менегетти. Он проводил исследования в группах людей, обсуждающих просмотренные художественные фильмы. И сделал вывод о том, что людям свойственно ставить себя на место героев, видеть в их образах самих себя, проецировать их действия на свою жизнь. Синемалогия помогает лучше понимать мотивы, способы принятия решений и особенности поведения – как свои собственные, так и других людей. В том числе – соискателей и сотрудников. Именно поэтому многие компании заинтересовались возможностями использования синемалогии в практике управления персоналом. В частности – при рекрутинге, оценке и развитии людей.

Рекрутинг

Опытные рекрутеры тратят на просмотр резюме считанные секунды и ищут все новые инструменты, чтобы автоматизировать и ускорить процессы подбора. Сложно представить ситуацию, когда на собеседовании кандидату предлагается посмотреть и обсудить полуторачасовое кино. Тем не менее, при подборе на топовые позиции такие беседы – например, с участием кандидата, рекрутера и СЕО, практикуются – ведь каждый проект эксклюзивный и занимает немало времени: слишком  высока цена вопроса. Кроме того, для оценки важного для должности качества рекрутерами могут применяться фрагменты фильмов – а то, как соискатель объясняет увиденное на экране, помогает специалистам по подборе разобраться в его стиле работы, управления людьми, проведения переговоров, расстановки приоритетов или решения конфликтных ситуаций, в ценностях человека и их соответствии корпоративным ценностям.

 Обучение

Тренеры также повсеместно используют шедевры мирового кино в своей практике – предлагают участникам обучающих мероприятий сцены фильмов, которые соответствуют тематике тренингов. Принцип аналогичный: изучая определенный навык, для наглядности группе демонстрируется фрагмент картины, а затем происходит его обсуждение. Для оценки разных качеств подбираются особенные фильмы – что полезно для развития навыков переговоров, может оказаться бесполезным в рамках темы лидерства.

 Корпоративный киноклуб

Такая площадка для развития персонала в компаниях создается реже, но и этот опыт, причем положительный, на нашем рынке представлен. Чтобы узнать, как организовать киноклуб для собственных сотрудников и что это приносит компании, мы обратились к Анне Гончарук, бизнес-тренеру Академии ДТЭК, руководителю проекта «Киноклуб Академии ДТЭК».

 Анна, когда и с какими целями создавался киноклуб?

Он был основан в 2010 году – идейным вдохновителем киноклуба стал директор по управлению персоналом нашей компании Александр Кучеренко. Изначально он задумывался как проект на год, стал результатом поисков новых интересных форматов развития сотрудников. Но вызвал такой интерес людей, что мы решили не только сохранить проект, но и расширить его – в частности, проводить как в Академии ДТЭК, так и на предприятиях компании в городах присутствия, где со временем были созданы собственные локальные киноклубы.

На что Вы ориентируетесь, выбирая фильмы для просмотра?

Ключевым ориентиром для всех процессов управления персоналом в ДТЭК – подбора, оценки потенциала, развития, является модель компетенций. Киноклуб не стал исключением: изначально мы выбирали картины, просмотр и обсуждение которых помогали нам развивать важные для компании компетенции. Например, анализ киноленты и поиск ключевой идеи помогает в развитии системно-аналитического мышления, которое входит в компетенцию «Системность». Возможность выразить свое мнение и принять участие в дискуссии – компетенцию «Коммуникативность». Шанс лучше узнать, поддержать друг друга, сплотить командный дух – компетенцию «Сотрудничество». Кроме того, это инструмент творческого и интеллектуального развития, он помогает нам формировать дружественную атмосферу, способствовать налаживанию отношений между сотрудниками из разных подразделений, укреплять лояльность людей к компании.

Со временем с помощью киноклуба мы стали раскрывать все новые темы – не только те, которые касаются построения карьеры, лидерства и принятия решений, но и вопросы межличностных отношений, мотивации, талантов, взаимодействия различных культур в контексте бизнеса, жизненного баланса. Среди шедевров мирового кино есть многогранные фильмы, которые касаются сразу нескольких тем. Например, картина «Человек, который изменил все» – о постановке целей, стратегическом видении, управление изменениями, лидерстве, работе с командой и множестве других важных аспектов.

Каков формат проведения клуба?

Просмотр и дискуссия происходят в неформальной обстановке. В начале встречи я, как фасилитатор обращаю внимание коллег на особенности картины, которые кажутся мне наиболее важными. Просмотр происходит без пауз и комментариев. А по его итогам организовывается дискуссия, в рамках которой все участники могут поделиться тем, что вынесли лично для себя. Встреча занимает около трех часов – по полтора часа на саму ленту и на обсуждение. Периодичность проведения – примерно раз в месяц.

В рамках киноклуба мы используем проективный метод анализа картин, три его направления: анализ символов и образов; действий и поведения; эмоций и чувств.

Какие ресурсы необходимы, чтобы организовать киноклуб в своей компании?

Главный ресурс такого проекта – это человек, который готов взять на себя ответственность за его реализацию, и при этом имеет искренний интерес к кинематографу, умение анализировать картины и управлять дискуссией. Что касается материальных ресурсов – нужно комфортное помещение, проектор, запись фильма в хорошем качестве и по желанию – угощение для гостей.

Сегодня киноклуб доступен не только сотрудникам?

Да, киноклуб Академии ДТЭК – это открытая площадка, посетить которую могут и сотрудники других компаний, которым интересен такой формат развития. Для этого нужно следить за анонсами на сайте и записываться на интересные сеансы.

Какие фильмы Вы не рекомендуете выбирать для корпоративного просмотра?

Нужно осторожно относиться к картинам о любви и о политике. Первую категорию люди обычно воспринимают слишком эмоционально, а вторые чреваты выходом дискуссии из-под контроля. Конечно, эти темы могут подниматься в фильмах – но тогда важно сделать ремарку, отметив, что данные аспекты при обсуждении лучше опустить. Выбирая любой фильм, модератору нужно ознакомиться с его содержанием и предположить, какие направления в дискуссии могут возникнуть, и как он сможет ими управлять.

Кроме того, если от сотрудников поступает запрос посмотреть «что-то доброе и веселое», но без особенного смысла – следует понимать, что это способ хорошо провести время в компании коллег, но вряд ли принесет пользу в контексте развития. Фильмы, которые можно анализировать, обычно более противоречивые, динамичные и зрелищные.

Рекомендации для корпоративного просмотра от киноклуба Академии ДТЭК

«Страх и трепет»

«Человек, который изменил все»

«Игра в имитацию»

«На гребне волны»

«Игра»

«Переговорщик»

«Поллианна»

«Легенда № 17»

«Эрин Брокович»

«Бойлерная»

«В погоне за счастьем»

«Елизавета»

«Храброе сердце»

«Легенды осени»

«Билли Эллиот»

«Уолл Стрит»

«Форрест Гамп»

«Дьявол носит Prada»

«Шпионский мост»

«Поймай меня, если сможешь»

«Хвост виляет собакой»

«Рука на миллион»

«Знакомьтесь, Джо Блэк»

«Визит к Минотавру»

«Охотник за головами» (2009 г.)

«Среди акул»

«Каждое воскресенье»

«Здесь курят»

«Мирный воин»

«Трасса 60»

«Умница Уилл Хантинг»

«Улыбка Моны Лизы»

 

Ориентировочные вопросы для дискуссий по итогам фильмов

Как вы можете описать главных героев? Отметьте их главные черты.

Какие ценности, на ваш взгляд, исповедуют герои?

Как вы поступили бы на месте героев?

Что, по вашему мнению, привело героев к успеху (неудаче)? Что могло бы этому помешать?

Близок ли вам стиль работы (общения, принятия решений) героев? Почему?

Что помогает (или мешает) героям строить отношения с людьми?

Какой ключевой вывод вы сделали после просмотра картины?

Видите ли вы сходства между собой и героями – в поведении или особенностях характера?

Сможете ли вы применить что-либо из увиденного в фильме – в работе или в личной жизни?

 

Безусловно, никто не предлагает оценивать сотрудников на основе одних только кинодискуссий или делать кино главным инструментом развития. Но это прекрасный способ разнообразить спектр более привычных подходов, который придется по душе корпоративным киногурманам.

Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Lost Password